Характеристика структура и способы познания ценностного мира

Аксиология включает и изучение ценностных аспектов других философских, а также отдельных научных дисциплин, а в более широком смысле — всего спектра социальной, художественной и религиозной практики, человеческой цивилизации и культуры в целом. Крейбигом, а в был уже представлен Э. В истории философского освоения ценностной проблематики выделяются несколько периодов. При этом ни категория ценности, ни ценностный мир, ни ценностные суждения еще не становятся предметом специализированной философской рефлексии см.

Лишь со 2-й пол. В истории аксиологии как специализированной философской дисциплины можно различить по крайней мере три основных периода: Своим широким внедрением в философию категория ценности была обязана Р. Без чувств субъекта ценности не существуют, так как не могут принадлежать вещам самим по себе, что, однако, не означает, будто данности лишь субъективны. Более того, должное в известной мере обусловливает само сущее: Близкий к Лотце философ и теолог А.

Ритчль —89 соотносил предметы веры в отличие от научных или метафизических с формулировками ценностных суждений, которые отличны от теоретических утверждений. Однако он пошел дальше, утверждая, что любое связное знание не только сопровождается, но и направляется чувством, и поскольку внимание необходимо для реализации цели познания, воля становится носителем познавательной цели.

Но мотивом воли является чувство, делающее вещь или деятельность достойной желания. Третьим основоположником классической аксиологии стал австрийский философ Ф. Брентано , развивший учение о внутреннем опыте как источнике саморепрезентации психических феноменов.

Классификация этих феноменов производится соответственно их интенциональной природе, исходя из способа полагания в них объектов. Существенным обострением интереса к ценностной проблематике философия культуры этого периода была обязана Ф.

Ценностная проблематика быстро стала едва ли не преобладающей в европейской мысли. Эти четыре области и составляют в сущности фундаментальную теорию ценностей. В формальной аксиологии систематизировались прежде всего некоторые аксиологические аксиомы, соответствующие тому, что можно было бы назвать ценностной логикой.

Четыре аксиомы были сформулирована уже Брентано. Наконец, он формулирует правило, напоминающее логический закон исключенного третьего: Иерархизация основных классов ценностей предпринималась в классической аксиологии неоднократно. Одним из первых о ней заговорил Э. Более громоздкая иерархизация принадлежала Г. Наиболее глубокое осмысление иерархии ценностей встречается у Шелера.

Это постижение разнице в связи с благами, как носителями ценностей, и самими ценностями, ибо в первом случае речь идет об эмпирическом, а во втором — об априорном предпочтении.

В иерархии ценностей следует различать два порядка, из которых один упорядочивает соотношения в соответствии с их сущностными носителями, другой собственно ценностные модальности. Наиболее важная иерархия — самих ценностных модальностей — описывается в последовательности четырех рядов:. Производными от всего этого ряда являются ценности культуры, которые по своей природе относятся уже скорее к области благ, то есть материальных носителей ценностей сокровища искусства, научные институты, законодательство и т.

Состояния корреляты духовных ценностей — духовные радость и печаль, ответные реакции — расположение и нерасположение, одобрение и неодобрение, уважение и неуважение, духовная симпатия, поддерживающая дружбу, и некоторые другие;. В соотношении с этой ценностной модальностью все остальные ценности являются ее символами. В отличие от них акт, в котором изначально постигаются ценности святого, — это акт любви.

Ценностями священного являются формы почитания, которые даны в культе и таинствах. Соответствующие сообщества — простые формы т. И здесь основные позиции связаны с попытками локализовать ценности преимущественно в оценивающем субъекте, преимущественно в оцениваемом объекте, в том и другом и, наконец, за пределами и того, и другого.

Первую из этих позиций отстаивал австрийский философ X. System der Werttheorie, Bd. Волюнтаристскую трактовку ценностей, восходящую к Канту, развивал Г. Шварц, утверждавший, что ценностью следует называть опосредованную или непосредственную цель воли Willenziele. System der Philosophie, Th. II, Ethik des reinen Willens. Этого мнения придерживался и Ф. Риль прямо настаивал на том, что ценности, как и идеи, восходят к действиям рассудка, переживаниям души и стремлениям воли;.

Так, австрийский философ А. К примеру, он считал несостоятельными попытки выводить ценность объекта из его желаемости или его способности удовлетворять наши потребности, поскольку отношения здесь скорее противоположные: Мейнонг, правда, считал, что субъективность ценностных переживаний доказывается тем, что один и тот же объект вызывает различные ценностные чувства у разных индивидов, а порой и у одного и того же, но и при этом он видел в чувстве ценности лишь симптом ценности, единственное феноменально доступное нам в ней, а следовательно, оставляющее место и для ноуменально ценного, которое не ограничивается рамками субъекта.

В критике субъективистов-натуралистов с ним был солидарен Дж. Ценность можно определить как неэмпирическое, но объективное свойство предмета, постигаемое лишь в особой интуиции. К субъект-объектной трактовке ценностей можно отнести и аксиологию Э. Эти акты обнаруживают собственную двойную направленность.

Последняя является полным интенциональным коррелятом объектом моего оценивающего акта. Основателем этого направления по праву считается М. Он акцентировал различие ценностей и их носителей в виде личностей и вещей. Как и платоновские эйдосы, они могут восприниматься и независимо от своих носителей, подобно тому, как краснота может постигаться и вне отдельных красных предметов. Их постижение осуществляется посредством особого рода интуитивно-созерцательного умо-зрения , в области которого рассудок так же непригоден, как слух для различения цветов.

Все может стать ценностным только через причастность ценностям-сущностям по той причине, что действительность как таковая ценностному миру внеположена, а блага становятся таковыми также через них. Эти этические феномены имеют бытие, но особое, отдельное от того, которое присуще действительности.

Гартман выделяли для ценностей отдельное царство бытия, то В. Риккерт считал, что простое расширение реальности до включения в нее ценностей не может привести к постижению их значимости.

Новая философская энциклопедия - аксиология

Объективная значимость ценностей может познаваться теоретическими науками, но она не опирается на их результаты и не может соответственно быть поколебленной последними. Разработка ценностных аспектов познанияпринадлежала преимущественно Баденской школе. Это определение основывалось на онтологическом дуализме ценностей и сущего: Однако Виндельбанд руководствовался и собственно гносеологической презумпцией о том, что нормативным оценочным является сам познавательный процесс как таковой.

Тем не менее существует и особая область ценностного познания, связанная с идеографическим методом, характерным для наук о культуре. Эти положения развиваются у Риккерта: Значение ценностных компонентов в научном познании специально рассматривалось М. Ценностные установки ученого не являются субъективными, произвольными — они связаны с духом его времени и культуры. Теоретическое значение современного этапа аксиологии в сравнении с классическим весьма скромно. Обостренная критическая реакция М.

Будучи, таким образом, в определенном смысле псевдопонятиями, ценности ответственны за псевдосуществование индивида: Рассела, напротив, не устраивала в аксиологии как раз та метафизичность, которую у нее решительно отрицал Хайдеггер: Более осторожно отношение к ценностям у Л. Среди трех основных направлений современной фундаментальной аксиологии два — натуралистическое и феноменологическое — продолжают традиции классической аксиологии, тогда как третье, реализующееся в рамках англо-американской аналитической философии, связано с предшествующим периодом более опосредованно.

Аксиологический натурализм исходит из постулата подвергнутого критике еще Мейнонгом и Муром о том, что вещь обладает ценностью, поскольку она желаема, а не желаема, поскольку обладает ценностью — при разногласиях относительно того, что именно в субъекте претворяет предмет в ценность потребность или чувство удовольствия.

Идеи натурализма отстаивали Перри ценность как производное от интереса , Ч. Моррис ценность как производное от нужды , К. Все ценностные суждения — суждения опыта, а потому они, как и научные, подлежат экспериментальной проверке.

Включение ценностей в механизмы регуляции поведения весьма распространено в настоящее время: Последователи феноменологии, напротив, считают ценностные суждения не эмпирическими, но априорно синтетическими, аксиологию же в целом — априористским наукоучением, методологически отличным от эмпирических наук.

Среди них выделяется польский философ и эстетик Р. Ингарден, различавший в аксиологическом контексте эстетическое и теоретическое переживания и соответствующие установки ср. Эстетическая установка означает такое вхождение в связь с произведением искусства, которое реализуется в особом наслаждении, означающем оценивание без оценочной объективации предмета переживания.

Аналитики во главе А. Оценочные понятия и суждения, собственно, ничего не означают и не значат и лишь выражают определенные эмоции. Негативистский подход к семантическому аспекту ценностей преодолевается представителями того же направления — ср. Брандт, а также Р. Хеэр задумывается и о статусе существования гипотетически ценных объектов. Essays on Political Morality. Нетеистический аксиологический персонализм развивался М.

Среди работ этого направления можно отметить монографию Ф. Ценности, согласно Кучере, суть предельные нормативные основания. Исходя из этого, этика делится на нормативную, ненормативную описательную и метаэтику — исследование нормативных суждений.

В философии науки все большее значение придается ценностному аспекту научного познания. Этот аспект науки исследовался И. Лакатосом, а затем Т. Куном, отмечавшим значимость не только объективных, но и субъективных критериев выбора между конкурирующими теориями в истории науки, среди коих немалую роль играли и ценностные. Эти факторы развития науки изучают также С.

В настоящее время представляется все более затруднительным выделить те области познания, в которых самым активным образом не применялись бы аксиологические установки или по крайней мере термины. Аксиологические публикации переживают очередной бум. Проводится множество конференций и симпозиумов по широчайшему спектру аксиологических проблем.

Брентано, Гуссерль и Ингарден об оценивающих актах и познании ценностей. Аксиологические модели в философии науки. A Selected Bibliography on Values, Ethics and Esthetics in the Behavioral Sciences and Philosophy.

Конкурс на замещение вакантных должностей и аттестация. Судьба нашего философского дома на Волхонке. Всемирный день философии Metrika ; yaCounter Институт Философии Российской Академии Наук.

Карта сайта

124 125 126 127 128 129 130 131 132 Смотрите также:


Коментарии:
  • Коренным противоречием аксиологии является признание в одних концепциях универсализма ценностей, наличия трансцендентных ценностей и отрицание этого в концепциях, придерживающихся эмпирической и плюралистической трактовки ценностей. Под аксиологией понимают также ценностное отношение к различным природным, социальным и духовным явлениям и событиям. Подобно тому как цвета можно отделить от цветных предметов и созерцать сами по себе, так и ценности - приятное, благородное, величественное, священное - могут созерцаться не только как свойства вещей или людей, которым они принадлежат.

Интересное